Всемирная сеть Интернет
Итак, попробуем разобраться. Если вкратце, то Интернет – это система, связывающая, на сегодняшний день, около 5 миллионов компьютеров, подключенных к тысячам линий связи по всему миру. В отличие от других подобных ему сетей, имеющих одного владельца, Интернет не имеет единого владельца и не подчиняется законам одной страны.
«Родителем» Интернета стало Агентство перспективных исследований (Advanced Research Projects Agency - ARPA), к которому, в разгар холодной войны (1960 - 70гг), обратилось правительство США с инициативой создания сети, способной обеспечить связь между правительственными узлами в случае начала ядерной атаки. Принимая во внимание необходимость «связать» компьютеры всех видов для совместного использования ими сетевых средств, был разработан протокол управления передачей/межсетевой протокол TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internetwork Protocol), позволивший различным компьютерам взаимодействовать друг с другом, как одна эффективно интегрированная компьютерная сеть. Сегодня Интернет связывает, примерно, 25 миллионов компьютерных пользователей. Эта глобальная сеть охватывает, в настоящее время, тысячи университетских, правительственных и корпоративных сетевых систем, связанных высокоскоростными частными и общедоступными сетями.
Интернет является общедоступной сетью, открытой для любого пользователя, имеющего модем и программное обеспечение для работы с протоколом TCP/IP. Доступ в Интернет предоставляется провайдером услуг Интернет (Internet Service Provider - ISP) через постоянное сетевое соединение или через коммутируемую линию. Сегодня около 25 миллионов пользователей в 96 странах мира обладают возможностью постоянного доступа к Интернету.
За почти 40 лет активного развития Интернета, миллионы пользователей по всему миру имеют сегодня уникальную возможность неограниченного доступа к практически любой информации, необходимой им для работы, отдыха или общения.
Эффективное использование Интернета
В современном мире использование информационных технологий является неотъемлемым частью деятельности коммерческих и государственных организаций.
Но в тоже время бесконтрольное использование сотрудниками информационных технологий в организациях может представлять серьезные угрозы:
Cнижение уровня защищенности корпоративной сети как следствие фишинга и фарминга;
Утечка конфиденциальной информации;
Нецелевое использование сети Интернет сотрудниками организации, в том числе посещение Интернет-ресурсов, запрещенных законодательством РФ.
Для минимизации угроз из сети Интернет и повышения эффективности использования сети Интернет необходимо проверенное решение.
Одним из таких решений являются системы на базе технологии контентной фильтрации. Технология контентной фильтрации заключается в управлении доступом пользователей к Интернет-ресурсам на основании анализа содержания этих ресурсов.
Использование системы на базе технологии контентной фильтрации позволяет:
Снизить стоимость использования сети Интернет за счет её целевого использования;
Ввести централизованное нормирование использования сети Интернет;
Централизованно решить проблему доступа к нежелательной информации;
Собрать статистические данные об использовании Интернета сотрудниками.
Решения на базе технологий контентной фильтрации в пакете с дополнительными средствами защиты информации способствуют повышению уровня защищенности сетей, поскольку позволяют изолировать эти сети от потенциально опасных сайтов с сомнительным содержанием.
Безусловные преимущества использования Интернет
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки и образования.
Использование Интернета дома и в образовательных учреждениях позволяет родителям, педагогам и учащимся повышать эффективность обучения, а также получать свежие новости на интересующие их темы.
Cкрытые и открытые угрозы Интернет
Однако бурное развитие Интернета несет также существенные издержки. Современная научно-образовательная информационная среда характеризуется большим количеством образовательных ресурсов с неструктурированной и мало того, еще и не всегда достоверной информацией. Объем подобных ресурсов растет в геометрической прогрессии. Таким образом, неуклонно возрастает потребность в обеспечении эффективного использования информационных научно-образовательных ресурсов.
Кроме того, наряду с полезной и необходимой информацией пользователи сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент. Порнография, терроризм, наркотики, националистический экстремизм, маргинальные секты, неэтичная реклама — яркие примеры контента, с которым могут соприкоснуться дети и подростки. Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи.
Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к:
Киберзависимости
Заражению вредоносными программами при скачивании файлов
Нарушению нормального развития ребенка
Неправильному формированию нравственных ценностей
Знакомству с человеком с недобрыми намерениями
Со способами защиты от киберугроз Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе, а также прочитать статьи, посвященные данной тематике.