Учитель-логопед
|
|
baklanovka | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 17:14 | Сообщение # 1 |
Администратор проекта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1074
Статус: Offline
| Жалко, что в нашей школе нет такого учителя... Но мы постараемся восполнить этот недостаток советами от учителя-логопеда, найденными в сети.
|
|
| |
baklanovka | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 17:15 | Сообщение # 2 |
Администратор проекта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1074
Статус: Offline
| Памятка для родителей на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков. Со стороны родителей необходим систематически контроль за произношением ребенка. Все ошибки, которые ребенок допускает, должны быть обязательно исправлены! Контроль за произношением можно осуществлять в следующих формах: установке перед ответом («Говори громко!», «Говори чисто!», «Говори с ударением!», «Говори хорошо!» и т.д.); одобрении («Хорошо!», «Говори правильно, чисто», «Молодец!»); замечании, если ребенок говорит небрежно, хуже своих возможностей; при этом необходимо дать образец правильной речи («Говоришь неправильно; послушай, как надо; повтори!»). Данные рекомендации направлены на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков.
|
|
| |
baklanovka | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 17:15 | Сообщение # 3 |
Администратор проекта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1074
Статус: Offline
| Рекомендации родителям по развитию моторики пальцев рук детей Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи. Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на развитие мелкой моторики рук ребенка. Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Запускать пальцами мелкие «волчки». Разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки. Сжимать и разжимать кулачки («Бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»). Делать кулачки мягкими и твердыми. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу. Махать в воздухе только пальцами. Собирать все пальчики в щепотку. Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку. Завязывать узелки на шнурке, на веревке. Застегивать (расстегивать) пуговицы. Игры с конструктором, мозаикой. Складывать матрешек. Рисовать в воздухе. Мять руками поролоновые шарики, губки. Рисовать, раскрашивать, штриховать. Резать (вырезать) ножницами. Плести из бумаги коврики, корзинки; плести косички. Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать. Делать аппликации. Делать пальчиковую гимнастику. Рисовать узоры по клеточкам в тетради и т.д. Успехов вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле - подготовке ребенка к школе.
|
|
| |
baklanovka | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 17:24 | Сообщение # 4 |
Администратор проекта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1074
Статус: Offline
| Что необходимо для того. чтобы речь ребенка развивалась правильно? 1. В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно. 2. При чтении книг не забывайте о выразительности, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку. 3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребенка. 4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. 5. Обсуждайте увиденное, прочитанное, пережитое – это психологически сблизит Вас со своим ребенком и разовьет правильную, развернутую связную речь ребенка. 6. Исправляйте неправильную речь ребенка.("Говоришь неправильно; послушай, как надо; повтори!") 7. Выполняйте все рекомендации данные учителем и логопедом по работе с вашим ребенком. 8. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.
|
|
| |
baklanovka | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 17:25 | Сообщение # 5 |
Администратор проекта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1074
Статус: Offline
| Ребенок и речь (общие сведения) Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе. Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка: 1. достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга; 2. правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции; 3. были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции; 4. формировалась потребность в общении.
|
|
| |
baklanovka | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 17:25 | Сообщение # 6 |
Администратор проекта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1074
Статус: Offline
| Как развивается речь ребенка? Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить - правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определённого уровня развития. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если бы ребенок говорил только по подражанию, он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью также важна языковая способность ребёнка. В процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые правила и законы грамматики; изменяет слова: ковёр - ковров, окно - окон, лампа - ламп; строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребёнка (и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука. Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других - более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В оформлении звучащей речи принимают участие и голосовой аппарат, и органы дыхания. Произнесение гласных звуков, звонких согласных, сонорных (р, л, м, н) осуществляется благодаря колебанию голосовых связок. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков. Так, например, в зависимости от того, куда направляется воздушная струя - в ротовую или носовую полость, при одинаковом положении органов артикуляционного аппарата звуки будут звучать по-разному: при произнесении м, мь, н, нь воздух проходит через носовую полость, звуков б, бь, д, дь - воздушная струя выходит через рот. В процессе овладения звуков речи существует определённая последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребёнок заменяет сложные звуки простыми, т. е. их появление происходит через промежуточные звуки. Например, в 2,5 - 3 года вместо звука ш ребёнок сначала может произносить звуки ть, т («тяпка», «тапка» вместо шапка), 3 - 4 года - звуки сь, с («сяпка», «сапка»), затем может быть смягчённое произнесение звука ш как шь («шяпка») и, наконец, к 4 - 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое имеет место и при усвоении других звуков. Например, усвоение звука ц происходит через такие промежуточные звуки: ть - сь - с - тс - тц («типлёнок» - «сиплёнок» - «тсыпленок» - «тцыплёнок» - цыплёнок). Процесс усвоения правильного произношения звука р происходит через следующую систему заменителей: й -ль — л-рь — р (рыба - «йыба» - «либа» - «лыба»). Конечно, данная система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течении довольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причём не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3 -4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5 - 6 годам). В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса. Условно в процессе овладения ребёнком речью можно отметить несколько этапов. На первоначальном, подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела - коры головного мозга и периферического - органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого неба и др.). Следующий этап - развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов. Далее с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна). И наконец последний этап - наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое её оформление, чёткое и внятное произнесение звуков и слов. Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребёнка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями нередко отстают в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребёнка.
|
|
| |
baklanovka | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 17:26 | Сообщение # 7 |
Администратор проекта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1074
Статус: Offline
| Физиологические причины нарушения звукопроизношения у детей Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть сформировано у детей в дошкольном возрасте, так как именно это время является наиболее благоприятным для развития речи. На нем будет основано дальнейшее развитие и обучение детей. Дефекты звукопроизношения, не прошедшие по мере взросления ребенка и вовремя не исправленные, в дальнейшем потребуют значительно больших усилий и времени, а также могут привести к трудностям при обучении в школе. В течение первых лет жизни ребенка происходит формирование и развитие его речи, которая является условием для его общения со взрослыми и сверстниками. К концу первого года, постепенно переходя от эмоционального к речевому общению, ребенок начинает подражать звукам и звукосочетаниям, а затем и словам взрослых: развивается его голосовой и артикуляционный аппарат, понимание обращенной к нему речи, появляются первые слова (мама, баба, дай, би-би, ав-ав и др.). В течение второго года происходит активное накопление словаря, появляются первые предложения, включающие 2-3 слова в неизменной форме. Несмотря на свое несовершенство, такая речь ребенка дает ему возможность обращаться ко взрослому, высказывать свои мысли, просьбы, желания, комбинировать вновь усвоенные слова с усвоенными ранее, что, в свою очередь, ведет к значительному расширению словарного запаса. К трем годам словарный запас ребенка включает около 1000 слов всех частей речи, происходит усвоение грамматических закономерностей языка: употребление падежных форм существительных, изменение форм глаголов, составление сложных предложений с союзами, что способствует формированию связной разговорной речи ребенка. Индивидуальные различия и особенности в развитии речи детей бывают очень большими, и зависят они также от их внутриутробного и раннего развития. В возрасте 3—4 лет речь ребенка чаще всего имеет физиологические или возрастные нарушения, проходящие сами собой по мере совершенствования его речи. Ребенок правильно произносит все гласные и простые согласные звуки [т], [д], [п], [б], [м], [н]. В это время допускается общее смягчение речи. Свистящие [с-з, ц] и шипящие [ш-ж] звуки произносятся ребенком недостаточно четко, могут пропускаться или заменяться другими звуками [т-д], [в-ф], [сь]; звуки [ч], [щ] обычно замещаются звуками [ть], [сь]; трудные сонорные звуки [р], [л], требующие подъема языка и определенного уровня развития его мышц, пропускаются или заменяются на [ль]. К 4—5 годам исчезает смягченное произношение звуков, происходит замена [т-д], речь ребенка становится более взрослой. Но еще может сохраняться нечеткое произношение шипящих или свистящих звуков, не у всех детей получается правильный звук [р]. В 5—6 лет при условии нормального темпа речевого развития ребенок овладевает правильным произношением большинства звуков родного языка: звонких и глухих, твердых и мягких согласных; наблюдаются простые случаи употребления свистящих и шипящих звуков. В этот период встречаются ошибки, связанные с недостаточным различением звуков в похожих словах, а также при употреблении их в самостоятельной разговорной речи. Обычно остается недостаточно сформированным произношение таких звуков, как [р], [л] или их различение в речи. К 6-7 годам, если были соблюдены все необходимые условия для правильного речевого воспитания и отсутствуют органические нарушения центрального или речедвигательного аппарата, дети правильно используют в своей самостоятельной речи все звуки родного языка, четко и в нормальном темпе произносят слова, умеют пользоваться средствами интонационной выразительности и правильным речевым дыханием, обладают достаточно развитым речевым слухом. Правильное четкое произношение звуков у детей напрямую зависит от скоординированной работы их артикуляционного аппарата. У некоторых в возрасте 4—6 лет наблюдается смазанная, нечеткая речь, которая является следствием вялых, неточных движений, недостаточной подвижности и тренированности мышц губ, языка. Поэтому для формирования правильного произношения и быстрого преодоления физиологических нарушений речи необходимо развивать мышцы губ, щек, языка, нижней челюсти, совершенствовать координацию их движений. Даже если у ребенка формирование правильного произношения звуков идет нормальными темпами, т.е. своевременно преодолены возрастные физиологические дефекты речи, ему все же необходима помощь взрослых в развитии хорошей дикции и воспитании интонационной выразительности речи (ее мелодичности, темпа, ритма, ударения, эмоциональности). Не всегда можно добиться этого только по подражанию. Чаще всего требуется проведение словесных игр, чтение и пересказывание простых текстов, заучивание стихотворений и скороговорок, объяснение смысла пословиц, отгадывание загадок, составление рассказов по сериям картин и другие речевые игры. Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою, с проведением различных игр дети приучаются подражать речи взрослого. Старшие в семье должны давать ребенку образец четкой, грамматически правильной и эмоционально выразительной речи, тогда он постепенно станет сам следить за четкостью и правильностью своего произношения. Если недостатки звукопроизношения не преодолеваются по мере роста ребенка и совершенствования его речи, они могут являться признаком более сложного нарушения речи, которое требует логопедической помощи и специального обучения. К ним относятся дислалия, ринолалия, алалия, афазия, дизартрия, заикание и ряд других. Дислалия Дислалия - это нарушение звукопроизношения у детей, которое проявляется в дефектах воспроизведения звуков речи. Дислалия может быть функциональной и механической (органической). Ринолалия Ринолалия - нарушение звукопроизношения и голосооб-разования вследствие анатомо-физиологических аномалий речевого аппарата. По своим проявлениям ринолалия отличается от дислалии наличием носового тембра голоса, возникающего из-за нарушения нёбно-глоточного смыкания. Алалия Алалия — недоразвитие или полное отсутствие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон в коре головного мозга в период внутриутробного или раннего развития ребенка. Афазия Афазия - полная или частичная утрата сформированной речи, возникшая у детей после трех лет или у взрослых из-за поражения определенных отделов головного, мозга (травм, опухолей, инфекционных заболеваний мозга, нарушения мозгового кровообращения). Дизартрия Дизартрия - расстройство произношения, обусловленное недостаточным развитием речевого аппарата в результате органического поражения центральной и периферической нервных систем. Общее недоразвитие речи Общее недоразвитие речи включает в себя при нормальном слухе и интеллекте различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушается развитие всех компонентов речевой системы: ее звуковой и смысловой сторон. Заикание Заикание - нарушение темпа и ритма речевой деятельности, вызванное судорожным состоянием речевых мышц, которое возникает в ходе речевого развития как расстройство функции общения.
|
|
| |
baklanovka | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 17:27 | Сообщение # 8 |
Администратор проекта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1074
Статус: Offline
| Виды нарушений звукопроизношения Различают три вида неправильного звукопроизношения: 1. Пропуск звуков (атон вместо батон). 2. Замена звуков (жайка вместо зайка). 3. Искажение звуков (звук в слове произносится, но звучание его искажено, не соответствует правильному). Третий тип нарушений зачастую принимается родителями за особенность детской речи, обычное детское «словотворчество» и вовремя не распознается, в отличие от первых двух. Пропуск звуков В период становления речи пропуск звуков не всегда может считаться дефектом. Процесс овладения тем или иным звуком — явление, растяженное во времени, поэтому один и тот же звук ребенок может употреблять в некоторых словах, в то время как в других он его пропускает. При нормальном развитии речи пропуски звуков постепенно исчезают. Если ребенок постоянно и во всех словах пропускает определенные звуки (обычно это бывают звуки, трудные для произношения — проблемные) и не может их произнести отдельно, вне буквосочетания — следует обращать на это особое внимание. Особенно трудными считаются следующие звуки: р,л; к,г; с,з; ш,ж,ч,щ. Замена звуков Верное произношение звуков формируется в речи ребенка постепенно, поэтому не все замены, как и не все пропуски, следует считать нарушением. Это не значит, что их нужно просто не замечать. Замены могут закрепиться в речи ребенка. Особенно это касается замен сонорных звуков (р, л), шипящих (ш, ж, ч, щ) и свистящих звуков (с, з, ц). Свистящие и шипящие могут взаимозаменяться: шад (сад), жамок (замок), позар (пожар) и т.д. Свистящие и шипящие могут заменяться другими звуками — ф, т, д, в: фапка (шапка), вамок (замок) и т. д. Звуки рил также часто взаимозаменяются: лак (рак), колова (корова), могут заменяться другими звуками — в, й, г: вак (рак), вама (рама), койова (корова), гак (рак), когова (корова) и т.д. Звуки к, г могут заменяться звуками т, д: тот (кот), дусь (гусь). Искажение звуков Маленькие дети, рефлекторно повторяя звуки, далеко не сразу осознают различия между некоторыми из них. С развитием фонематического слуха у детей процесс различения постепенно происходит, и они начинают улавливать разницу между произношением звуков п—б, с—ш и пр., определять положение звука в слове (начало, середина, конец). Губы, язык, мягкое нёбо принимают правильное положение, и получается нужный звук. Работа артикуляционного аппарата напрямую зависит от развития слуха. Искажение происходит тогда, когда ребенок не может найти правильное положение одного или сразу всех артикуляционных органов, когда слух его недостаточно развит, чтобы производить контроль. Движения языка и губ у таких детей неловкие, они не сразу могут повторить за взрослым движения языка наверх, за верхние зубы, не могут показать широкий язык и т. д. Ребенок и сам не понимает, почему он не может справиться с таким простым заданием. Если подобные признаки искажения звуков обнаруживаются у ребенка, коррекционную работу нужно проводить как можно раньше, не ожидая, когда ребенок «выговорится» сам.
|
|
| |
baklanovka | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 17:28 | Сообщение # 9 |
Администратор проекта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1074
Статус: Offline
| Причины возрастных нарушений произношения Если у вашего ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь. Для этого важно знать причины таких задержек. Причины возрастных нарушений произношения: 1. Подражание неправильной речи окружающих. 2. Слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). 3. Недостаточное развитие фонематического слуха - способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между С и Ц, Р и Л.
|
|
| |
baklanovka | Дата: Воскресенье, 17.01.2010, 17:29 | Сообщение # 10 |
Администратор проекта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1074
Статус: Offline
| Почему необходимо, чтобы при поступлении в школу ребенок владел правильным звукопроизношением? Овладение правильным произношением всех звуков речи до начала обучения грамоте очень важно, т.к. в начальный период овладения грамотой дети обычно проговаривают вслух каждое записываемое ими слово, что помогает им уточнить его звуковой состав. И если ребенок произносит звуки неправильно, (он заменяет один звук речи другим), то такое проговаривание в процессе письма не только не помогает, но даже мешает. Ребенок в этих случаях пишет так, как говорит, т.е. его неправильное звукопроизношение из устной речи переходит в письменную. Вот почему важно проверить состояние звукопроизношения еще до поступления в школу и вовремя обратиться за помощью к логопеду.
|
|
| |
|